linguistica.narod.ru
Главная страница > Филфак > Нефилологические предметы > ВП >
ПЗ. Что случилось с Аланом? (Стихотворение в прозе Р. Мукорджи. По: Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему. - М.: 1992. С. 19-21.)
Задание. Познакомтесь с ситуацией, чтобы затем ответить на вопросы.
Ему всегда хотелось рассказать что-нибудь интересное. Но никто его не понимал. Ему нравилось объяснять все, что он видел и чувствовал. Но никому не было до него дела. И он начал рисовать...
Он рисовал что-то, но это "что-то" не было чем-то конкретным. Ему хотелось выразить свое "что-то" в камне и написать его на небе. Он любил лежать на траве и смотреть в небо... И на всем бегом свете были только он, голубое небо и "что-то" в его душе, о чем ему очень хотелось поведать миру...
Однажды его желание исполнилось, и он нарисовал то, что хотел. Это был прекрасный рисунок! Он хранил его под подушкой и никому не показывал. Каждый вечер он любовался своим рисунком, размышляя над ним. И даже в темноте, когда мальчик ложился спать, а вокруг ничего не было видно, нарисованное "что-то" стояло у него перед глазами... В мыслях он не расставался со своим рисунком ни дома, ни на улице, ни в гостях. Он любил свое творение, как ему казалось, самое прекрасное.
Когда он пошел в первый класс, то взял с собой и рисунок. Но не для того, чтобы показать его ребятам. Он хотел, чтобы его "что-то" было с ним рядом, как верный друг.
Алан сел за парту - квадратную и коричневую. Такую же квадратную и коричневую, как у других ребят. И вдруг подумал: "Почему они все квадратные и коричневые? Почему нет красных?" Дома в его комнете было много красного цвета. В какой-то момент классная комната показалась ему тесной; ее границы были замкнутыми и жесткими.
Ему ужасно не нравилось подолгу держать карандаш и мел в одеревеневшей от напряжения руке. Он ненавидел подставку для ног, тоже одеревеневших. И учительницу, которая все учила, учила...
Надо было учиться писать цифры. Но они были совсем не похожи на его "что-то"! С буквами и то было интереснее: из них можно было сложить его "что-то"... А цифры он ненавидел.
Подошла учительница. Она сказала, что надо носить галстук, как делают все остальные мальчики. Он признался, что галстуков не любит, но учительница сказала, что это неважно.
Когда все начали рисовать, и Алан стал рисовать: закрасил весь листок желтым цветом - таким ему представлялось это утро. Это были его чувства. И это было прекрасно!
Подошла учительница, посмотрела на рисунок и засмеялась. А потом спросила: "Что это? Почему ты не нарисовал что-нибудь, как другие мальчики? Посмотри на рисунок Кэна. Разве не красивая получилась у него ракета?" И это все, что она сказала...
Мама купила Алану галстук. Теперь на уроках рисования он рисует самолеты, ракеты, машины, как и все другие мальчики в классе. Свой необыкновенный рисунок Алан выбросил.
Когда теперь он лежит один на траве и смотрит в небо, оно по-прежнему кажется ему голубым и огромным; больше, чем что-либо другое на свете. Но это уже не то, что было когда-то...
Однажды ему показалось, что в его душе поселилось нечто квадратное и коричневое. А руки его стали совсем как деревянные. И он - такой же, как все... И то, что внутри него еще недавно не давало ему покоя, то, что рвалось наружу, о чем он так хотел рассказать, больше не искало выхода. Оно успокоилось, перестало теснить его грудь...
Оно было раздавлено.
Вопросы:
1. Какова ваша реакция на историю Алана? Постарайтесь мотивировать каждый из трех выделяемых ее аспектов:
а) Какие чувства у Вас возникли? Почему?
б) Какие мысли появились? Почему?
в) Какие намерения: что захотелось сделать (или как будто захотелось сделать)? Почему?2. Поставьте себя на место двух основных участников ситуации.
а) На месе Алана скажите себе и запишите: "Я - Алан. Я чувствую, что..." и т.д. Раскройте его позицию в течение одной - полутора минут.
б) В роли Алана вернитесь в его дошкольное детство, когда он любил лежать на траве и смотреть в голубое небо. На одинарном листке из тетрадки, оформленном с обратной стороны по схеме "шапки" протокола, нарисуйте что-то Алана, которое он так любил. Рисунок вложите в протокол.
в) На месте учительницы скажте и запишите: "Я - учительница. Я чувствую, что..." и т.д. Раскройте ее отношение к Алану и к происшедшему.3. Сравните свою позицию с позициями Алана и учительницы.
а) Сравните ответы на вопросы 1 и 2а. Общее для двух позиций - ... Особенное для Вашей позиции - ... Особенное для позиции Алана - ... В ответе за Алана - п.2а - подчеркните выражение сходного с Вашей позицией двумя чертами, а выражение отличного - одной чертой.
б) Сравните ответы на вопросы 1 и 2в. Общее для двух позиций - ... Особенное для Вашей позиции - ... Особенное для учительской позиции - ... В ответе за учительницу - п.2в - подчеркните двумя чертами выражение сходного с Вашим в отношении к происшедшему и одной чертой - выражение отличного от ВАшего отношения (особенного).4. Рациональный анализ.
а) Каковы основные проблемы ситуации - ее главные противоречия - с позиции Алана?
б) Каковы основные проблемы ситуации - ее главные противоречия - с позиции учительницы?
в) Каковы основные факторы, определяющие развитие Алана в условиях данной ситуации?
г) Каковы основные факторы, определяющие развитие учительницы в условиях данном случае?5. Дайте краткую обобщающую характеристику Алана по двум срезам.
а) Каким был Алан до школы?
б) Каким стал Алан в школе?
в) Объясните происшедшие изменения.6. Дайте характеристику отношения учительницы к Алану по двум срезам.
а) каким оно было на первых порах?
б) каким оно стало после изменения ученика Алана?
в) Объясните изменение отношения к Алану (или же сохраниение его, если отношение не изменилось).7. Прогноз. Каким станет Алан (дистанцию во времени возьмите по своему усмотрению и укажите ее в обоих случаях):
а) в ближайшем будущем?
б) в отдаленном будущем?8. Приведите примеры вероятных действий этой учительницы в отношениях с другими учениками. Какое поведение для нее характерно?
9. Рефлексивный подход.
а) Каким было бы Ваше поведение на месте Алана в этих же обстоятельствах?
б) Каким было бы Ваше поведение на месте учительницы в рассмотренных обстоятельствах?10. Сделайте общий вывод:
а) насколько вероятны подобного рода истории? Как яасто они случаются? Оцените в процентах;
б) Какие критерии для анализа истории Алана, для ее оценки, Вы считаете более актуальными? Перечислите их;
в) Прокомментируйте ситуацию (дайте свой вариант ее интерпретации).
© А. Чернозубов