linguistica.narod.ru


Главная страница > Филфак > Нефилологические предметы > ВП >

Орфография и пунктуация оригинального листочка с заданием, - абсолютно, на мой взгляд, бездарные, - сохранены, за исключением очевидных опечаток. Боюсь, уж не переводил ли Е.Б. Еремеев этот текст с чешского языка самостоятельно...

ПЗ. Понятие развития. Пример Амалы и Камалы (ист.: Рогинский Я.Я. Проблемы антропогенеза. М., 1969; Лангмайер Й., Матачек З. Психическая депривация в детском возрасте. Пер. с чешск.. Прага (изложение).

Задание: Познакомиться с текстом и затем письменно ответить на вопросы.

Сообщение индусского миссионера А. Синха подкреплялось подробнейшими дневниковыми записями и фотографиями. В 1940 г. эти материалы обработал и фактически ввел в научный обиход Арнольд Гезелл.

В индийской деревне Годамури А. Синх узнал о "лесном духе", запугавшем всю округу. Этот "дух" был замечен в волчьей стае.

17 октября 1920 г. специальная экспедиция окружила волчье логово и сетью поймала двух волчат и двоих "лесных детей". Защищавшая их волчица была убита, а два взрослых волка убежали. Оба "лесных ребенка" оказались девочками. Одной было примерно полтора года (ее назвали Амалой), другой - около восьми лет (ее назвали Камалой).

Описание физического облика девочек, сделанное А. Синхом, свидетельствует о выраженной приспособленности обеих к жизни в волчьем логове. Позже А. Гезелл предположил, что обе попали к волкам примерно в возрасте полугода (очевидно, в разное время). В волчьих набегах участвовал старший ребенок; именно он был назван людской молвой "лесным духом". Камала передвигалась на четвереньках, причем так быстро, что на открытой местности поймать ее было трудно. Хватала что-либо только ртом. У нее были крепкие ноги и мощные плечи. На коленях, подошвах, локтях и ладонях образовались огромные мозоли. Кожа была исключительно чистой, волосы же слиплись в настоящую шапку.

Четвертого ноября 1920 года оба ребенка были перевезены в приют, организованный для сирот А. Синхом при его доме в Минднапуре. Здесь они жили до своей смерти. Амала умерла через год, 21.09.21, а Камала - через 9 лет, 14.11.29. В течение всей жизни обе были под постоянным наблюдением. Что фиксировалось в дневниках.

Девочки не выносили солнечного света и днем спали, тесно прижавшись и обнимая друг друга. Ночью же они кричали, пугая работников приюта и детей. Грубый и низкий сначала, этот крик переходил в дрожащий пронзительный вопль, в завывание на очень высокой ноте. Он был регулярен и звучал трижды в течение темного времени суток: в 10 вечера, около часа и около трех часов ночи. Начинала кричать всегда Камала.

Девочки боялись людей. Первого ребенка, который к ним приблизился, играя, Камал покусала. И долго еще, особенно во время кормления, когда приближался кто-то из детей, Камала угрожающе рычала и скалила зубы. Прежде других девочки начали выделять и принимать женщину, приставленную для ухода за ними. Именно у нее они искали защиты, когда как-то испугались коровы. Причем сближение с людьми и другие позитивные сдвиги поведения раньше были отмечены у Амалы, но вскоре она умерла.

9.2.22 г. Камала впервые пыталась встать на колени и научилась делать это уже 27 февраля. Второго марта она прошла на коленях в выпрямленном положении некоторое расстояние (короткое). Второго сентября отогнала ворон от падали и с жадностью набросилась на мясо. 18 сентября была зафиксирована реакция на запах мяса на расстоянии около 70 ярдов (примарно 64 мера). 27 ноября отмечено, что в состоянии голода и жажды произносит что-то похожее на "бхуу-бхуу". На ноги впервые встала 10.6.23 г., но первые шаги без посторонней помощи сделала только в 1926 г. Причем бегать так и не научилась. В течние трех лет - до сентября 1923 г. - не было замечено и смеха, ни даже улыбки. С 20 января 1924 г., когда было зафиксировано первое произнесение собственно слова, за год активный словарь вырос до шести единиц. С 1926 г., начав ходить, Камала стала приемлемым образом включаться во взаимоотношения с приютсякими детьми. Работники приюта уже доверяли ей простые задачи по обслуживанию и простые рабочие действия. Камала проявляет сравнительное разнообразие эмоциональных реакций. В 1928 г. она уже говорила, используя простые короткие фразы.

По мнению А. Гезелла, если бы Камала не умерла от инфекции в 1929 г. (около 17 лет от роду), то ее "очеловечивание" продолжалось бы примерно до 35 лет. К этому времени она могла достичь уровня развития 10-12-летних детей. Умершая же в 2,5 года Амала могла бы достичь такого уровня к 17 годам.

Вопросы:

1. Что ВЫ испытали, знакомясь с историей Амалы и Камалы:

а) какие чувства у Вас возникли?
б) какие мысли появились?
в) какие намерения (что захотельось сделать)?

2. Каким было вероятное душевное состояние пойманных "лесных детей":

а) оказавшихся в сетях возле волчьего логова?
б) привезенных через 18 дней в сиротский приют миссионера А. Синха?

3. Каким было развитие двух новых подопечных приюта с точки зрения его работников:

а) развитие Амалы?
б) развитие Камалы?
(Дайте краткую характеристику той и другой, используя мышление и воображение).

4. Вспомните рабочее определение развития. Руководствуясь им, выделите основные характеристики развития в живой природе. Назовите и раскройте каждую характеристику: дайте ей определение, обозначив характеристики подпунктами "а", "б" и т.д.

5. Что такое наследственность?

а) какова роль наследственности в развитии?
б) каковы наследования у человека (назвать и раскрыть каждый)?

6. а) В чем заключается роль среды как фактора развития?

б) каковы возможные варианты - виды - вличния среды на человека? (назвать и раскрыть каждый)

7. а) В чем ппроявляется собственная активность живого существа?

б) в чем ее сущность?
в) каковы основные варианты - виды - человеческой активности? (назвать и раскрыть каждый)

8. а) Что значит "ухаживать"? Дайте определение.

б) выделите главное в уходе за человеком разного возраста;
1) до его рождения;
2) за новорожденным (до 1,5-2-х месяцев);
3) в младенчестве (до года);
4) в раннем детстве (до 2-х - 3-х лет);
5) в первом детстве (дошкольный возраст: до 6-7 лет);
6) во втором детстве (младший школьный возраст: до 10-11 лет);
7) в младшем подростковом возрасте (до 12-12 лет);
8) в старшем подростковом возрасте (до 15-16 лет);
9) в ранней юности (старший школьный возраст: до 17-18 лет);
10) за человеском вашего возраста

а) мужчиной;
б) женщиной.

9. Что такое "психика"?

10. Что такое "психическое развитие в онтогенезе"?

 

© А. Чернозубов

Hosted by uCoz