linguistica.narod.ru


Главная страница > Филфак > Нефилологические предметы > ВП >

ПЗ История Облеана (По Маргарет Мид. Ист.: Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему: Пер с англ. М., 1992. С.15 (с измен.))

Цель работы - осознание общих условий развития человека.
Задание:
познакомиться с текстом и затем письменно ответить на вопросы.

Постоянные занятие Пиджин - рыбная ловля, сбор кокосовых орехов, приготовление пищи и бесконечные ссоры с соплеменниками. Все это, пожалуй, посложнее, чем целыми днямис сплетничать, да воевать, что делают обычно мужчины племени.

Пиджин - представительница племени мундугуморов. Мундугуморы живут на Новой Гвинее, и среди них до сих пор распространен каннибализм. Место обитания племени - берега быстрой речки. Как и все ее соплеменницы, Пиджин смотрит на рождение и воспитание детей легко и просто. Она полагает, что об этом можно особенно не беспокоиться.

Облеан - ее сын. Он недавно родился. Пиджин носит его в корзине, сплетенной из грубых, необработанных прутьев. Пиджин никогда не обнимает и не ласкает малыша. Дома его кладут на циновку, и он лежит один, исцарапанный прутьями корзины.

Малыш постоянно голоден, потому что мать не любит кормить его. Когда же она, наконец, снисходит до того, чтобы дать ему грудь, то, как и все мундугуморские женщины, не особенно заботится об удобствах для малыша. Во время кормления мать может сидеть, лежать, стоять - причем так, как удобно ей, а не ребенку. Чуть только Пиджин почувствует, что сын перестает быть голодным, она сразу отнимает его от груди.

Облеана окружает враждебность и агрессивность. Когда он подрастет, его постоянной едой станет мясо пленного врага - мясо сырое, вереное, жареное, сушеное. Во время трапез отец будет похваляться перед другими членами племени своими доблестями на охоте. Он будет с юмором расписывать сцены захвата добычи, - он так и будет говорить: "мяса".

Даже в любовных играх взрослые члены племени мундугуморов предпочитают бить и царапать друг друга.

Вопросы:

1. Что Вы испытали, знакомясь с историей Облеана:
а) какие чувства у Вас возникли? (Поставив номер вопроса, начните со слова "Чувства: ... ");
б) какие мысли появились? ("Мысли: ... ");
в) какие намерения? (Что Вам захотелось сделать или как будто бы захотелось?) ("Намер.: ... ");
г) подчеркните ключевые слова в изложении своей реакции на историю Облеана. (Поставив номер вопроса, напишите: "Подчерк. (см. выше)").

2. Поставив номер вопроса, напишите: "Принятие роли". Представьте себя последовательно на месте основных действующих лиц этой истории:
а) на месте Облеана, лежащего в корзине с царапинами на всем теле. Что может чувствовать он в это время? (Начните со слова "Облеан: ... ");
б) что чувствует к ребенку его мать - Пиджин? ("Пиджин: ... ");
в) каковы вероятные чувства отца облеана? ("Отец: ... ").

3. Напишите: "Рац. анализ". Проанализируйте ситуацию рационально:
а) почему малыш постоянно лежит в корзине, а мать не берет его на руки, не ласкает, не кормит досыта? ("Малыш - в корзине, потому что... ");
б) почему в этой истории отец Облеана не назван по имени? ("Отец здесь - без имени, потому что... ");
в) каким будет Облеан когда вырастет? ("Облеан будет... ");

4. Начните со слова "Отношения". Постарайтесь определить:
а) как относятся взрослеющие мальчики этого племени к своим отцам, к другим мужчинам? (Начните так: "Мч - к отцу: ... К др. мужч. - ... ");
б) как относятся взрослеющие девочки этого племени к своим отцам, к другим мужчинам? (Начните так: "Дч - к отцу: ... К др. мужч. - ... ");
в) как относятся взрослеющие мальчики племени к своим матерям, к другим женщинам? (Начните так: "Мч - к матери: ... К др. женщ. - ... ");
г) как относятся взрослеющие девочки племени к своим матерям, к другим женщинам? (Начните так: "Дч - к матери: ... К др. женщ. - ... ");

5. Рефлексивный подход к ситуации ("Рефлекс. подход"):
а) как Вы относились бы к малышу Облеану на месте его матери (отца)? ("На месте матери (отца) я бы... ");
б) каким могло быть Ваше поведение, когда Облеан был голоден? ("Когда Облеан голоден, я бы... ").

6. "Обобщение":
а) как влияют культурные традиции на отношение к малышу в различных обществах? ("Культ. традиции... ");
б) что в личном жизненном опыте человека прежде всего влияет на характер его отношения к маленькому ребенку? Можно использовать пример собственного жизненного опыта. ("На отнош. к ребенку влияет... ").

7. В предыдущих пунктах использованиы такие понятия, как чувства, мысли, рефлексия, действия. Какое психологическое понятие раскрывается с их помощью (или через них)? ("Понятия чувства, мысли, рефлексия, действия раскрывают... ").

8. Сделайте общий вывод: чему следует уделять наибольшее внимание в данном учебном курсе? (Начните так: "В этом учебном курсе следует особо остановиться на след. вопросах: ...", - и далее перечислите в столбик).

 

© А. Чернозубов

Hosted by uCoz