linguistica.narod.ru
Главная страница > Филфак > Нефилологические предметы > ВП >
Первое детство. Готовность к школе.
ПЗ. Поступление в школу. Проблемная ситуация с материнской точки зрения. (Ист.: Скорочкина О.С. С чего начинается родина? // Невское время. 06.07.96 (в сокращении и с изменениями)).
Цель работы - осознание социально-психологических условий развития в первом детстве на конкретном примере.
Задание: Познакомиться с текстом и затем письменно ответить на вопросы. На ответ по пункту выделяется около минуты (до полутора минут). На рисунок - до 3 (5) минут. Общее время работы - до 45 (55) минут.Сотрудница городской газеты, обычно пишущая рецензии на события культурной жизни и подписывающая их как "критик", выступила со статьей, изложение котрой приводится ниже.
...Сегодняшние маленькие дети, поступая в школу, должны пройти такое психологическое испытание, чо становится не по себе. Особенно, если родители хотят дать им приличное образование, а не просто поместить в некий приют на ближайшие десять лет жизни.
Сужу об этом не понаслышке. Прошедшей весной сама пыталась определить свою дочку в школу. Теперь, когда "май жестокий с белыми ночами" позади, когда позади экзамены для будущих первоклассников (как выразилась одна журналистка - "экзамены на чин"), об этом можно написать.
Их, еще доверчивую стайку, заводят в класс. Дают задание заполнить листок геометрическими фигурками, соблюдая определенные условия, и - включают секундомер. "Почему ты не заполнила лист фигурками до конца? Счет шел на секунды, и ты потеряла баллы!" Девочка отвечает: "Я старалась, чтобы было красиво". Значит, она сидела, слюнявила цветные карандаши, старательно выводила узоры. Преступно! Десять лет без права переписки! Очутившись перед выбором: скорость или красота, - ребенок выбрал красоту и... проиграл. Учитель с лицом, похожим на железный занавес, констатирует: вы не прошли по конкурсу.
Как объяснить 6-7-летнему ребенку, что его нет в списках принятых, что он не прошел по конурсу? Он ведь не в космонавты собирался, не в олимпийские чемпионы, не в артисты... Он ведь не претендовал на какой-нибудь диковинный полет в стратосферу или выигрыш в "Поле чудес". Он просто приготовился учиться. А ему, как в армии, подписали приговор: годен к нестроевой. Дескать, рожденный ползать, летать не может. Он, бедняга, с бьющимся сердцем сдавал экзамены. Доверчиво читал перед комиссией: "Мороз и солнце, день чудесный...", - надеялся, что чудесный день продлится еще долго...
Еще ничего не дав, ничему не научив, школа спрашивает со своих маленьких абитуриентов по высшему счету: они обязаны прийти абсолютно подготовленными. Умеющими не просто читать, писать и считать, но читать непременно более ста слов в минуту; а если ты не укладывешься в заданный режим, то - прощай, друг, ты нам не подходишь.
Моя подруга, замечательная актриса, одна из лучших актрис Петербурга, прошла в своей жизни не один творческий конкурс. Она также пыталась со своей дочкой поступить в первый класс. Она была измучена, словно после провальной премьеры, после страшного сна. (...)
Школе почему-то не нужна личность с непредсказуемыми паузами, парадоксами мышления, инакомыслием. Такое впечатление, что ей более удобен "железный поток", набирающий баллы и очки под равнодушный стук единого метронома.
Я поинтересовалась, за что при чтении снижают баллы. Оказалось, что есть такая статья приговора: "невыразительное чтение". Приговор выносится безаппеляционно. Выразительное чтение на экзаменах - когда чеканят, отставив ножку. Тихое чтение не считается выразительным.
Как быстро у детей исчезает непосредственность, как стремительно у них отнимают право говорить "неправильно", хохотать без причины. Хотя именно из "неправильных" ответов рождались великие открытия в любой области человеческой деятельности.
Мне все-таки кажется, что при поступлении в школу ребенок не обязан доказывать, что он хорош, умен и талантлив. Именно школа должна ему все это доказать в процессе обучения и воспитания. Школа должна все это в нем обнаружить и дать расцвести. Это учителя, честно говоря, должны пройти перед детьми конкурс на способность их чему-то научить...
Наверное, в каждой школе есть научно продуманная система тестирования. Но меня никто не разубедит, что ребенок с его внутренним миром - это самая потрясающая и великая система в мире. И его слеза не стоит всех педагогических систем, даже самых прогрессивных.
Вопросы:
1. Знакомы ли Вам:
а) именно эта статья? ("1.а) Статья... ")
б) ситуации, подобные описанной? ("1.б) Ситуация... ")
в) подобные родительские позиции? ("1.в) Род. поз... ")2. Что Вы испытали, знакомясь с этим материалом:
а) какие чувства у Вас возникли? ("2.а) Учавства: ... ")
б) какие мысли появились? ("2.б) Мысли: ... ")
в) какие намерения? (Что Вам захотелось сделать или как будто бы захотелось, если бы Вы оказались вовлечены в описанные события?) ("2.в) Намер.: ...")
г) подчеркните ключевые слова в изложении своей реакции на предложенную ситуацию. ("2.г) Подчерк.: см. выше").3. Представьте себя последовательно на метсе основных действующих лиц ("Принятие роли"):
а) на месте девочки Ани, проходившей конкурсные испытания в первый класс. Что она могла чувствовать в это время? Напишите: "3.а) Я - Аня. Я чувствую, что... " Раскройте ее позицию;
б) на месте мамы-критика, когда шли эти испытания. Что чувствовала мама, еще не зная о результатах и о своей будущей статье в газете? Так сказать, "не для печати". Напишите: "3.б) Я - мама. Я чувствую, что... " и т.д. Раскройте ее позицию;
в) на месте члена приемной комиссии, проводившего сравнительную оценку результатов и принимавшего решение по итогам конкурса. Скажите себе: "Я отвечаю за конкурсный отбор, так как претендентов больше, чем мест. Я чувствую, что... " и т.д. Напишите: 2.в) Я - член п.к. Я чувствую, что... " Раскройте эту позицию;4. Нарисуйте семью девочки Ани, так, как это сделала бы она сама еще до приемных испытаний. Используйте отдельный листок, надпишите его на обороте рисунка (по схеме оформления протокола) и вложите в протокол. ("4. Рис. Ани (см. вкладыш)").
5. Проанализируйте ситуацию рационально, имея в виду возможность различных вариантов ответа по каждому подпункту ("Рац. анализ"):
а) почему мама повела свою дочку на конкурс? ("5.а) Мама повела свою доь на конкурс, потому что... ");
б) почему девочка не прошла конкурс? ("5.б) Девочка не прошла конкурс, потому что... ");
в) почему мама написала свою статью? ("5.в) Мама написала статью, потому что... ");
г) почему мама считает, что необходим конкурс среди учителей на "способность чему-то научить" ее ребенка? ("5.г) Мама считает, что нужен конкурс среди учителей, потому что... ");
д) почему мама соотносит слезу ребенка и "все педагогические системы мира"? ("5.д) Мама соотносит слезу ребенка и "все пед. системы мира", потому что... ");
е) каковы здесь действительные противоречия - с Вашей точки зрения? (5.е) По-моему, действительные противоречия здесь: ...").6. Рефлексивный подход к ситуации ("Рефлекс. подход"). Как действовали бы Вы сами, если бы Вашему ребенку пришло время идти в школу? Дайте общий ответ, а затем раскройте вероятную последовательность своих действий шаг за шагом. ("Если бы моему ребенку нужно было идти в школу, ...").
© А. Чернозубов