linguistica.narod.ru


Главная страница > Филфак > Русская литература > Серебряный век >

Серебряный век русской литературы

Цель курса: формирование представления о литературной эпохе начала XX столетия, ее эстетической, культурологической новизне по сравнению предшествующей эпохе; характеристика основных направлений, школ, методов; представление о смене культурной парадигмы в литературе России.

Задачи курса:

Принципы отбора содержания и организации учебного материала курса:

Курс литературы Серебряного века преследует задачу дать по возможности широкое представление о литературном движении эпохи и выявить его главные направления и тенденции. На протяжении многих десятилетий литературу этого периода идеологически расслаивали, дифференцировали, разводили по полюсам. Современный подход определяется целостным изучением этого сложнейшего периода, открывающего и весь последующий сложный и противоречивый XX век. Большое место в курсе отводится характеристике духовной атмосферы Серебряного века, русской философской мысли. В курсе рассматриваются, преимущественно в аспектах, имеющих прямое отношение к литературе, философия всеединства В. Соловьева, "Философия общего дела" Н. Федорова, персонализм Н. Бердяева, марксистские философско-эстетические и социально-философская публицистика сборника "Вехи".

Изучение литературно-художественных направлений эпохи производится с введением новых подходов и оценок в ситуации борьбы между направлениями (реализм, футуризм, символизм, акмеизм и др.), а также выявления внутренних связей между направлениями и авторами разной творческой ориентации в пределах сложной, противоречивой, но единой культуры эпохи.

Текущий контроль качества знаний.

Контроль качества знаний предусматривает:

Итоговая аттестация по курсу

Курс завершается экзаменом, при этом учитываются результаты разных видов работы студента в течение семестра.

Основное содержание

Курс предпологает разделы, связанные с разнообразием течений Серебряного века.

Раздел курса, посвященный символизму, помимо В. Брюсова и А. Блока, представленных в монографическом объеме, включает изучение Д. Мережковского (трилогия "Христос и Антихрист"), Ф. Сологуба (лирика и "Мелкий бес"), А. Белого ("Пепел" и "Петербург"), Ин. Анненского (монографический обзор), характеристики-портреты К. Бальмонта, З. Гиппиус, Вяч. Иванова и близкого к символистам А. Ремизова.

Акмеизм представлен анализом поэзии Н. Гумилева, книгами лирики А. Ахматовой, "Камнем" О. Мандельштама и портретами других.

В разделе футуризма, помимо раннего И. Северянина и В. Хлебникова, даются портреты Д. Бурлюка, В. Каменского, А. Крученых, Е. Гуро и др.

Раздел, посвященный реалистической прозе, помимо И. Бунина, А. Куприна, М. Горького, расширен за счет произведений И. Шмелева ("Человек из ресторана" и др.), М. Арцыбашева ("Санин"), Е. Замятина ("Уездное" и др.), В. Розанов ("Уединенное").

Основные понятия курса

Направление, течение, школа, метод творчества; поэтика и эстетика; символ; жанры эпохи Серебряного века.

Организация самостоятельной работы

Планомерная организация самостоятельного чтения текстов художественных произведений; организация системы промежуточных индивидуальных зачетов по эпохам; организация работы с энциклопедиями и специальными словарями; обучение конспектированию научной литературы.

Рекомендуемая литература


Художественная литература

Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлеиню подготовки 540300 Филологическое образование.

Программа обсуждена и одобрена на заседании учебно-методического объединения по направлению 540300 Филологическое образование Учебно-методического объединения высших учебных заведений России по педагогическому образованию на базе РГПУ им. А.И. Герцена (протокол № 10 от 4 июля 2000 г.)

 

© А. Чернозубов

Hosted by uCoz