linguistica.narod.ru
Главная страница > Филфак > Русская литература > Серебряный век >
Серебряный век русской литературы
Цель курса: формирование представления о литературной эпохе начала XX столетия, ее эстетической, культурологической новизне по сравнению предшествующей эпохе; характеристика основных направлений, школ, методов; представление о смене культурной парадигмы в литературе России.
Задачи курса:
Ознакомить с важнейшими литературными произведениями периода Серебряного века в их типологической связи и принадлежности к определенным эстетическим течениям;
ввести в понятийный аппарат студентов новые термины и понятия современного литературоведения.
Сформировать новые методы анализа текста в рамках теории и методологии XX века
Принципы отбора содержания и организации учебного материала курса:
Курс литературы Серебряного века преследует задачу дать по возможности широкое представление о литературном движении эпохи и выявить его главные направления и тенденции. На протяжении многих десятилетий литературу этого периода идеологически расслаивали, дифференцировали, разводили по полюсам. Современный подход определяется целостным изучением этого сложнейшего периода, открывающего и весь последующий сложный и противоречивый XX век. Большое место в курсе отводится характеристике духовной атмосферы Серебряного века, русской философской мысли. В курсе рассматриваются, преимущественно в аспектах, имеющих прямое отношение к литературе, философия всеединства В. Соловьева, "Философия общего дела" Н. Федорова, персонализм Н. Бердяева, марксистские философско-эстетические и социально-философская публицистика сборника "Вехи".
Изучение литературно-художественных направлений эпохи производится с введением новых подходов и оценок в ситуации борьбы между направлениями (реализм, футуризм, символизм, акмеизм и др.), а также выявления внутренних связей между направлениями и авторами разной творческой ориентации в пределах сложной, противоречивой, но единой культуры эпохи.
Текущий контроль качества знаний.
Контроль качества знаний предусматривает:
собеседование по проверке знаний литературных текстов;
проверку конспектов исследовательской литературы;
оценку и коллективное обсуждение докладов, подготовленных студентами.
Итоговая аттестация по курсу
Курс завершается экзаменом, при этом учитываются результаты разных видов работы студента в течение семестра.
Основное содержание
Курс предпологает разделы, связанные с разнообразием течений Серебряного века.
Раздел курса, посвященный символизму, помимо В. Брюсова и А. Блока, представленных в монографическом объеме, включает изучение Д. Мережковского (трилогия "Христос и Антихрист"), Ф. Сологуба (лирика и "Мелкий бес"), А. Белого ("Пепел" и "Петербург"), Ин. Анненского (монографический обзор), характеристики-портреты К. Бальмонта, З. Гиппиус, Вяч. Иванова и близкого к символистам А. Ремизова.
Акмеизм представлен анализом поэзии Н. Гумилева, книгами лирики А. Ахматовой, "Камнем" О. Мандельштама и портретами других.
В разделе футуризма, помимо раннего И. Северянина и В. Хлебникова, даются портреты Д. Бурлюка, В. Каменского, А. Крученых, Е. Гуро и др.
Раздел, посвященный реалистической прозе, помимо И. Бунина, А. Куприна, М. Горького, расширен за счет произведений И. Шмелева ("Человек из ресторана" и др.), М. Арцыбашева ("Санин"), Е. Замятина ("Уездное" и др.), В. Розанов ("Уединенное").
Основные понятия курса
Направление, течение, школа, метод творчества; поэтика и эстетика; символ; жанры эпохи Серебряного века.
Организация самостоятельной работы
Планомерная организация самостоятельного чтения текстов художественных произведений; организация системы промежуточных индивидуальных зачетов по эпохам; организация работы с энциклопедиями и специальными словарями; обучение конспектированию научной литературы.
Рекомендуемая литература
Русская литература конца XIX - нач. XX веков. В 3-х томах. Изд. "Наука", 1968 - 1971 (Выборочно, по указанию преподавателя).
История русской литературы. XX век. Серебряный век. Под ред. Жоржа Нива, Ильи Сермана, Витторио Страды и Ефима Эткинда. - М.: Изд. группа "Прогресс" - "Литера", 1995.
Русская литературная критика конца XIX - нач. XX вв. Хрестоматия. Составители: Н.А. Трифонов.
Поэтические течения в русской литературе конца XIX - нач. XX в. Хрестоматия. Составитель: А.Г. Соколов. - М., 1988.
Русские поэты серебряного века. Вып. 1 Символисты; Вып. 2 Акмеисты., ЛГУ, 1991.
- Соловьев В.С. Русская идея // Россия глазами русского. - СПб., 1991.
- Федоров Н.Ф. Сочинения. - М., Мысль, 1982.
- Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература.
- Воровский В.В. Статьи о Бунине и Андрееве (по хрестоматии).
- Вехи. Сб. статей о русской интеллигенции (1909). - М., 1990.
- Бердяев Н.А. Кризис искусства. - М., 1990; Самопозниние. - Л., 1991.
- Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм // Жирмунский В.М. Избр. труды. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. - Л., 1977.
- Гинзбург Л.Я. О лирике. (гл. "Вещный мир") - Л., 1974.
- Ермилова Е. Теория и образный мир русского символизма. - М., 1989.
- Келдыш В. Русский реализм XX века. - М., 1975.
- Максимов Д. В. Поэзия и проза А. Блока. - Л., 1975.
- Орлов В. Гамаюн. Книга об Александре Блоке.
- Максимов Д. В. Брюсов. Поэзия и позиция. - Л., 1969.
- Долгополов Л. На рубеже веков. - 1977; Андрей Белый и его роман "Петербург". - Л., 1988.
- Эйхенбаум Б. Анна Ахматова // Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии. - Л., 1986.
- Павловский А. Н. Гумилев. Вст. ст. в томе Н. Гумилева ("Библиотека поэта"). - Л., 1988.
- Альфонсов В. Нам слово нужно для жизни. В поэтическом мире Маяковского. - Л., 1984.
- Альфонсов В. Поэзия Бориса Пастернака. - Л., 1990.
- Карабчиевский Ю. Воскресение Маяковского. - М., 1990.
- Поляков М. Велимир Хлебников. Мировоззрение и поэтика // Хлебников Велимир. Творения. - М., 1986.
- Бялик Б. Горький-драматург.
- Чуваков В. О творчестве Л. Андреева. Вст. ст. в двухтомнике 1971 г.
- Михайлов О. Строгий талант. И.А. Бунин. - М., 1976.
- Эткинд Е. Там, внутри. О поэзии XX века. - СПб, 1998.
- Марков В. О свободе в поэзии. Статьи. Эссе. Разное. - СПб., 1994.
Художественная литература
- В. Брюсов. Лирика. Огненный ангел.
- А. Блок. Лирика, Возмездие, Двенадцать, Скифы, О назначении поэта.
- Д. Мережковский. Трилогия "Христос и Антихрист": Гибель богов (Юлиан Отступник); Воскресшие боги (Леонардо да Винчи); Антихрист (Петр и Алексей). Один из романов.
- Ф. Сологуб. Лирика, Мелкий бес.
- Ин. Анненский. Лирика.
- А. Белый. Пепел, Петербург.
- А. Ремизов. Крестовые сестры.
- М. Кузмин. Лирика.
- Н. Гумилев. Лирика.
- А. Ахматова. Лирика, Реквием, Поэма без героя.
- О. Мандельштам. Лирика.
- Игорь Северянин. Лирика.
- В. Хлебников. Лирика, одна из поэм.
- В. Маяковский. Лирика. Поэмы. Пьесы.
- М. Горький. Рассказы. Исповедь, Несвоевременные мысли.
- Л. Андреев. Рассказы и повести.
- И. Бунин. Проза. Поэзия.
- А. Куприн. Рассказы. Повести.
- И. Шмелев. Человек из ресторана. Лето Господне.
- М. Арцыбашев. Санин.
- В. Розанов. Уединенное. Опавшие листья.
- М. Цветаева. Лирика. Поэма Горы. Поэма конца. Крысолов.
- Б. Пастернак. Лирика. Доктор Живаго.
Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлеиню подготовки 540300 Филологическое образование.
Программа обсуждена и одобрена на заседании учебно-методического объединения по направлению 540300 Филологическое образование Учебно-методического объединения высших учебных заведений России по педагогическому образованию на базе РГПУ им. А.И. Герцена (протокол № 10 от 4 июля 2000 г.)
© А. Чернозубов