linguistica.narod.ru
Главная страница > Филфак > Русский язык > ССС >
Вопросы к экзамену по дисциплине "Современная социокультурная ситуация: современная языковая ситуация"
(раздел "Словари и лексическая культура языковой личности")Экзамен по дисциплине "Современная социокультурная ситуация: современная языковая ситуация" (раздел "Словари и лексическая культура языковой личности") должен выявить уровень теоретических и практических знаний, полученных в процессе изучения дисциплины в течение двух семестров. Студенты должны владеть терминологически минимумом, базовыми лексическими понятиями, основными понятиями речевой культуры. Необходимо соотносить и активно использовать знания, полученные при изучении всех разделов дисциплины "Современная социокультурная ситуация", дисциплин "Русский язык и культура речи" и "Русистика". Особое внимание уделяется уровню лексической, коммуникативной и лексикографической компетенции, знанию комплекса отечественных лексикографических изданий, умению извлекать из них разнообразную информацию.
Экзаменационные билеты включают два вопроса (один связан с лексическим уровнем речевой культуры современной языковой личности, второй - с информационным потенциалом словарей). Третья часть билета - анализ речевого материала, собранного студентами. Каждый студент должен представить картотеку лексических ошибок (10 примеров из устной речи и 10 - из письменной), собранных самостоятельно, с точным указанием источника и комментарием, выполненным с помощью лексикографических изданий, а также составленный самостоятельно тест, целью которого является определение уровня лексической культуры личности. Студент должен обязательно продемонстрировать знание прочитанной литературы, рекомендованной в методических указаниях.
С учетом объема и качества самостоятельной работы, выполненной студентом, преподаватель может разрешить отвечать лишь на часть экзаменационных вопросов.
1. Современная социокультурная ситуация и новая концепция речевой культуры. Нормализаторское и риторическое направление речевой культуры. Основные характеристики современной языковой ситуации и ее лексической составляющей. Разные типы владения языком. Лексический уровень речевой способности человека.
2. Понятие языковой личности, ее характеристика в аспекте речевой культуры. Типы языковой личности (усредненный, групповой, индивидуальный). Уровни языковой личности (когнитивный, ассоциативно-вербальный, мотивационно-прагматический). Ассоциативно-вербальные сети. Лакуны в тезаурусе и лексиконе языковой личности - препятствие успешной коммуникации. "Лексический портрет" современника.
3. Лексический уровень речевой культуры, его современное состояние. Лексикон и тезаурус языковой личности.
4. Активный и пассивный словарный запас языковой личности с точки зрения производства и восприятия речи.
5. Динамика лексикона языковой личности, пути обогащения словаря личности, причины оскудения словаря молодежи.
6. Лексическое значение слова в речи. Незнание значений слов или приблизительное знание как источник коммуникативных неудач.
7. Регулярные семантические переносы (метафора и метонимия) в словаре и в речи. Метафора в современной газетной речи.
8. Парадигматические связи слов и речевая деятельность человека. Лексическая парадигматика и проблема лексического выбора.
9. Лексическая синонимия в осуществлении задач коммуникативно оправданного и эффективного выбора слова в речи.
10. Паронимы, однокоренные синонимы и варианты слов в аспекте речевой культуры.
11. Синтагматические связи слов в речи. Лексическая сочетаемость как культурно-речевая проблема.
12. Словообразовательные связи слов и речевая культура. Словообразовательный потенциал слова и речевая игра. Окказиональные слова и мотивированность их использования в речи.
13. Устойчивые сочетания слов в речи. Прецедентные тексты в тезаурусе языковой личности. Трансформация устойчивых сочетаний как языковая игра и как речевая ошибка.
14. Характеристика лексики с точки зрения хронологических границ ее употребления. Устаревшие слова, их типы, коммуникативные причины их использования в речи; мотивированность употребления устаревших слов в текстах разных жанров.
15. Культурно-речевая характеристика лексических заимствований, мотивированное и немотивированное использование их в речи. Проблема экологии слова.
16. Лексика, находящаяся на периферии литературного языка и за его пределами. Мотивированное и немотивированное использование субстандартной лексики в речи. Словари, представляющие субстандартную лексику, их место в системе словарей.
17. Современное состояние русского языка, его словарного состава, лексической культуры как фактор культуры общества.
18. Типология словарей русского языка с учетом объекта описания и адресата словарной информации.
19. Толковые словари русского языка, их сравнительная характеристика. Место толковых словарей в системе словарей русского языка. Информационный потенциал толковых словарей.
20. Словарная статья, ее основные параметры. Своеобразие словарных статей в словарях различных типов.
21. Истоки русской лексикографии. Словарь Академии Российской и его роль в культурной жизни русского общества.
22. История слова как факт национальной культуры и ее отражение в различных типах словарей (исторических и современных).
23. "Словарь живого великорусского языка" В.И. Даля - энциклопедия народной жизни. Своеобразие словарной информации и способов ее подачи в словаре Даля. Живое слово русского народа в диалектных словарях.
24. Отражение синонимических связей слов в словарях. Сравнительная характеристика словарей синонимов как инструмента, способствующего порождению правильного текста.
25. Отражение синтагматических свойств слова в толковых словарях, словарях сочетаемости и в других типах словарей.
26. Идеографические и ассоциативные словари, отражение в них особенностей организации лексикона человека.
27. Ортологические словари, характер заключенной в них информации. Роль ортологических словарей в формировании речевой культуры. Вариантность нормы и ее отражение в словарях.
28. Словарные пометы, отражение в них коммуникативных параметров, возможных отношений между участниками коммуникации.
29. Словарь как инструмент, помогающий строить и воспринимать текст. Роль словарей различных типов в восприятии текста.
30. Идеология и словарная информация. Русский язык советской эпохи в словарном воплощении.
31. Фразеология в толковых словарях и специальных фразеологических словарях. Роль фразеологических словарей в формировании речевой культуры.
32. Отражение динамических лексических процессов в неологических, толковых словарях и в словарях иностранных слов.
© А. Чернозубов