linguistica.narod.ru


Главная страница > Филфак > Русский язык > ССС >

Вопросы к экзамену по дисциплине "Современная социокультурная ситуация: современная языковая ситуация"
(раздел "Словари и лексическая культура языковой личности")

Экзамен по дисциплине "Современная социокультурная ситуация: современная языковая ситуация" (раздел "Словари и лексическая культура языковой личности") должен выявить уровень теоретических и практических знаний, полученных в процессе изучения дисциплины в течение двух семестров. Студенты должны владеть терминологически минимумом, базовыми лексическими понятиями, основными понятиями речевой культуры. Необходимо соотносить и активно использовать знания, полученные при изучении всех разделов дисциплины "Современная социокультурная ситуация", дисциплин "Русский язык и культура речи" и "Русистика". Особое внимание уделяется уровню лексической, коммуникативной и лексикографической компетенции, знанию комплекса отечественных лексикографических изданий, умению извлекать из них разнообразную информацию.

Экзаменационные билеты включают два вопроса (один связан с лексическим уровнем речевой культуры современной языковой личности, второй - с информационным потенциалом словарей). Третья часть билета - анализ речевого материала, собранного студентами. Каждый студент должен представить картотеку лексических ошибок (10 примеров из устной речи и 10 - из письменной), собранных самостоятельно, с точным указанием источника и комментарием, выполненным с помощью лексикографических изданий, а также составленный самостоятельно тест, целью которого является определение уровня лексической культуры личности. Студент должен обязательно продемонстрировать знание прочитанной литературы, рекомендованной в методических указаниях.

С учетом объема и качества самостоятельной работы, выполненной студентом, преподаватель может разрешить отвечать лишь на часть экзаменационных вопросов.

1. Современная социокультурная ситуация и новая концепция речевой культуры. Нормализаторское и риторическое направление речевой культуры. Основные характеристики современной языковой ситуации и ее лексической составляющей. Разные типы владения языком. Лексический уровень речевой способности человека.

2. Понятие языковой личности, ее характеристика в аспекте речевой культуры. Типы языковой личности (усредненный, групповой, индивидуальный). Уровни языковой личности (когнитивный, ассоциативно-вербальный, мотивационно-прагматический). Ассоциативно-вербальные сети. Лакуны в тезаурусе и лексиконе языковой личности - препятствие успешной коммуникации. "Лексический портрет" современника.

3. Лексический уровень речевой культуры, его современное состояние. Лексикон и тезаурус языковой личности.

4. Активный и пассивный словарный запас языковой личности с точки зрения производства и восприятия речи.

5. Динамика лексикона языковой личности, пути обогащения словаря личности, причины оскудения словаря молодежи.

6. Лексическое значение слова в речи. Незнание значений слов или приблизительное знание как источник коммуникативных неудач.

7. Регулярные семантические переносы (метафора и метонимия) в словаре и в речи. Метафора в современной газетной речи.

8. Парадигматические связи слов и речевая деятельность человека. Лексическая парадигматика и проблема лексического выбора.

9. Лексическая синонимия в осуществлении задач коммуникативно оправданного и эффективного выбора слова в речи.

10. Паронимы, однокоренные синонимы и варианты слов в аспекте речевой культуры.

11. Синтагматические связи слов в речи. Лексическая сочетаемость как культурно-речевая проблема.

12. Словообразовательные связи слов и речевая культура. Словообразовательный потенциал слова и речевая игра. Окказиональные слова и мотивированность их использования в речи.

13. Устойчивые сочетания слов в речи. Прецедентные тексты в тезаурусе языковой личности. Трансформация устойчивых сочетаний как языковая игра и как речевая ошибка.

14. Характеристика лексики с точки зрения хронологических границ ее употребления. Устаревшие слова, их типы, коммуникативные причины их использования в речи; мотивированность употребления устаревших слов в текстах разных жанров.

15. Культурно-речевая характеристика лексических заимствований, мотивированное и немотивированное использование их в речи. Проблема экологии слова.

16. Лексика, находящаяся на периферии литературного языка и за его пределами. Мотивированное и немотивированное использование субстандартной лексики в речи. Словари, представляющие субстандартную лексику, их место в системе словарей.

17. Современное состояние русского языка, его словарного состава, лексической культуры как фактор культуры общества.

18. Типология словарей русского языка с учетом объекта описания и адресата словарной информации.

19. Толковые словари русского языка, их сравнительная характеристика. Место толковых словарей в системе словарей русского языка. Информационный потенциал толковых словарей.

20. Словарная статья, ее основные параметры. Своеобразие словарных статей в словарях различных типов.

21. Истоки русской лексикографии. Словарь Академии Российской и его роль в культурной жизни русского общества.

22. История слова как факт национальной культуры и ее отражение в различных типах словарей (исторических и современных).

23. "Словарь живого великорусского языка" В.И. Даля - энциклопедия народной жизни. Своеобразие словарной информации и способов ее подачи в словаре Даля. Живое слово русского народа в диалектных словарях.

24. Отражение синонимических связей слов в словарях. Сравнительная характеристика словарей синонимов как инструмента, способствующего порождению правильного текста.

25. Отражение синтагматических свойств слова в толковых словарях, словарях сочетаемости и в других типах словарей.

26. Идеографические и ассоциативные словари, отражение в них особенностей организации лексикона человека.

27. Ортологические словари, характер заключенной в них информации. Роль ортологических словарей в формировании речевой культуры. Вариантность нормы и ее отражение в словарях.

28. Словарные пометы, отражение в них коммуникативных параметров, возможных отношений между участниками коммуникации.

29. Словарь как инструмент, помогающий строить и воспринимать текст. Роль словарей различных типов в восприятии текста.

30. Идеология и словарная информация. Русский язык советской эпохи в словарном воплощении.

31. Фразеология в толковых словарях и специальных фразеологических словарях. Роль фразеологических словарей в формировании речевой культуры.

32. Отражение динамических лексических процессов в неологических, толковых словарях и в словарях иностранных слов.

 

© А. Чернозубов

Hosted by uCoz