|
Динозавры
и антимилитаристы
Признанный
мастер непечатного слова Сергей Шнуров недавно
со свойственной ему непосредственностью одарил
публику афоризмом “Заводы стоят, ...
, - в стране одни гитаристы!” Актуально, господа.
Ситуация на филфаке, если приглядеться - вот эта
самая: вместо того, чтобы двигать науку, филологи
так и норовят податься в музыку… а некоторые
даже и уже. Одному Богу известно, сколько потерь
понесли отечественные литературоведение и
лингвистика в лице представителей нашего
факультета. Сейчас на филфаке как минимум четыре
ВИА, активно подающих признаки жизни, и есть
подозрение, что примерно столько же таких,
которые этих признаков не подают: затаились. Про
тех, которые затаились, я писать не буду: мало ли,
какие у них там конспиративные соображения? А вот
про “филологическую четверку” - не премину.
Оглашаю список (в алфавитном порядке, чтобы
никому не обидно: музыканты - народ злопамятный):
“Демиурги”, “СтереоСигнал”, “Шелк”, “Cocktail”.
Замечу, что музыкой у нас занимаются
преимущественно мужчины; филологини, видимо,
намерены двигать науку. Женщина вообще - странный
предмет… впрочем, я не о том, а вот об этом: про
“Демиургов” и “СтереоСигнал” все будет
сказано прямо сейчас, а “Cocktail” и “Шелк” оставим
до следующего раза, дабы читатель ненароком не
утомился. Так вот:
“Демиурги”
Демиургов у нас
трое. Два брата Шипота - Леша (барабаны) и Кирилл
(бас-гитара) - и один Саша Данилов (вокал, гитара).
Кирилл учится на ФФЧ, Леша, говорят, - у нас. Факт
этот весьма вероятен, но требует дополнительной
проверки: мной лично следов его присутствия на
факультете обнаружено не было (при всем желании).
Зато Сашу можно иногда встретить в коридорах.
Правда, редко. Служенье муз - оно суеты не терпит.
Есть даже примета такая: Данилова на факультете
увидеть - к появлению кометы Галлея… правда, он
об этом не знает, и вы ему не говорите: во многия
знании, как известно, многия печали; вдруг Саша,
опечалившись, начнет лекции посещать, а зачем нам
комета?
Группа
появилась в 2002 году, и было это предприятие
довольно авантюрное: участники ВИА утверждают,
что на момент принятия решения о создании группы
“Демиурги” никто из ее предполагаемых
участников ни одним музыкальным инструментом не
владел… врут, конечно, но что-то там такое было.
Администрация факультета выделила ребятам
помещение под репетиции (представляете, такое
бывает) - комнату у восемнадцатых аудиторий, ныне
известную как “каморка Демиургов”, а свою
творческую деятельность они начали с того, что
сделали в “каморке” ремонт и купили барабанную
установку. До сих пор вспоминают, как, когда Леша
извлек из установки первые осмысленные звуки,
всех троих обуял какой-то сумасшедший восторг, и,
воодушевленные, они носились по факультету в
возмущающем общественное спокойствие и мораль
виде…
Несмотря на
сопутствующие “Демиургам” симпатии
многочисленных поклонниц, звездную болезнь
ребята не подцепили. Во всяком случае, по их
словам. “Расскажи, - обращаюсь я к Саше Данилову, -
каково это - быть звездой факультета?” Саша
смущается: “Да ну… Я вовсе не считаю себя
какой-то там звездой… Люди мне иногда говорят -
мол, тебя, Данилов, на факультете все знают, но мне
это никогда не льстило… Да и сомневаюсь я, что
меня на факультете знают теперь; в прошлом там
или позапрошлом году еще может быть, но теперь -
вряд ли… Я вообще кажусь себе динозавром,
который еще чуть-чуть - и умрет…”
Самоидентификация
с динозавром не мешает, однако, Саше, смотреть на
вещи оптимистически. У “Демиургов”, как
выяснилось в ходе беседы, есть своя стройная
система методов покорения музыкального Олимпа,
находящаяся, правда, в стадии доработки, но
практически уже готовая к применению. “Сначала, -
делится соображениями Саша, - нужно сделать
демо-запись; это открывает ворота в клубешники,
где проходят отборы на крутые всякие фестивали…
Еще можно снять клип на песню и послать это дело
на музыкальные каналы… в те же “12 злобных
зрителей”, и когда его покажут - тут уже не имеет
значения, если даже разнесут в пух и прах: важно
засветиться”. “А не проще ли, - спрашиваю я, -
найти продюсера?” “Ну, здесь свои тонкости. Я,
например, считаю, что продюсер, не должен
вмешиваться в творчество: он дает деньги - мы их
отрабатываем, вот и все. Но такое редко бывает,
чтобы продюсер не пытался превратить хорошую
музыку в какую-то попсу… Поэтому, думаю, на
начальном этапе можно обойтись: если группа
суперская, то она и сама о себе в состоянии
заявить”.
Разумеется, я не
удержалась и задала Саше специальный
музыкальный вопрос про наркотики: “Саша, -
спросила я, - а как ты относишься к наркотикам?”
Саша не ударил в грязь лицом и на вопрос ответил
правильно: сказал, что к наркотикам относится
крайне отрицательно, что хоть и есть анекдот про
то, что “рок против наркотиков” - все равно что
“пчелы против меда”, но он, Саша, категорически
считает, что замена реальной жизни препаратом -
это трусость. “Я, - говорит, - на это никогда не
пойду”. Молодец, Саша! Туды их в качель, наркотики
эти!
На прощание мой
собеседник поведал мне примерно
следующее:“Демиург, - (выразительная пауза) - это
творец. Мы творим музыку, музыкальное
пространство вокруг, творим мир”. Чего они там
натворили, можно будет послушать 16 апреля сего
года в клубе “Старый Дом” (см. афиши везде).
“СтереоСигнал”
Про них вы могли
слышать и год, и два назад: из ныне здравствующих
факультетских команд эта существует дольше всех
(Или нет? Или “Cocktail”?.. Не помню…). До осени
прошлого года квартет (то есть это сейчас он
квартет, за три года музыканты успели побывать и
трио, и квинтетом, - но наконец мудро выбрали
золотую середину и, кажется, на том остановились)
назывался “Форпост”. Смену названия участники
группы объясняют несколькими причинами, самая
веская из которых отличается завидной четкостью
формулировки: “надоело”. Кроме “надоело” свою
роль сыграли, во-первых, неожиданно
обнаружившиеся тезки - екатеринбургский дуэт
непонятной музыкальной направленности, и,
во-вторых, усилившаяся с годами неприязнь
музыкантов к милитаристской тематике, к которой
так непосредственно отсылало старое название.
Выбирать
название - занятие мучительнейшее. Есть мнение
(правда, мое), что музыканты “СтереоСигнала”
почти два года мирились с далекой от их взглядов
на мир семантикой старого названия именно желая
избежать неприятных ощущений, неизбежно
сопровождающих процесс обретения нового. Но, как
сказал поэт, день настал, и таки пришлось
участникам группы крепко задуматься. Тут и
словарь Ожегова наконец-то пригодился, и лексика
активного словаря, и лексика пассивного словаря,
и знание словообразовательных моделей (один из
вариантов был - “СтереоСекс”: как вам, а?), и чудом
сохранившиеся в памяти сведения из области
фоносемантики - и много чего еще. В результате
длительного творческого поиска на свет Божий
появился звукокомплекс “СтереоСигнал”.
Нынешний
“СтереоСигнал” - это наши Сережа Чумилкин
(бас-гитара, голос) и Юра Романчев (гитара, голос),
и “не наши” барабанщик Виталик Кудряшов и
клавишник-массовик-затейник Данила Ворошилов.
Творческий
тандем “Романчев-Чумилкин” - ненавязчивое
подражание Леннону-Маккартни, и дальше -
Фоменко-Леонидову, что неудивительно, учитывая
самое нежное отношение музыкантов к битлам и
“Секрету”. Отсюда же - главные творческие
принципы, музыкальная “идеология” группы:
выразительная мелодика как центральный
компонент и организующее начало музыкальной
композиции. Однако на вопрос “что самое главное
в песне” Юра - в силу, видимо, филологической
инерции, - ответил: “Ироничный текст - ирония и
самоирония должна присутствовать, потому что
высокопарное - это смешно…” Вот она, други,
настоящая филологическая школа!
С одним из
последних по времени концертов группы связана
забавная история. Перед началом концерта у входа
поставили девушку с кружкой для сбирания входной
платы - по рублю с человека. Все смеялись и
платили. Однако когда после выступления
музыканты подсчитали выручку, то в кружке
оказалось 37 рублей 50 копеек… Хотелось бы
посмотреть на эти полчеловека… :)
В последние пару
месяцев “СтереоСигнал” концертов не дает - по
причине отъезда бас-гитариста в какую-то Страну
Дальнего Зарубежья . Но Сережа, говорят, обещал
вернуться, так что - имейте в виду.
А. Сопова
|
|