Стенгазета ФилФака
№ 1.

К списку номеров...
Всем, всем, всем!
(А. Никифоров)
Филологи - из пробирки?
(С. Ермаков)
Тайна эсперанто
(пан Зануда)
Динозавры и антимилитаристы
(А. Сопова)
Обыкновенный какбизм
(С. Ермаков)
"Незнайка..." - тайное оружие пролетариата
(А. Никифоров)
Филфак филфаку рознь
(А. Сопова)

 

Филологи - из пробирки?

Филфак является пространством повышенной мифогенной активности. Коллективное сознание студентов ежемесячно порождает огромное количество текстов, претендующих на то, чтобы инкорпорироваться в коллективное бессознательное обитателей факультета. Автор статьи недаром употребляет термин “текст”, так как для современного мифотворчества характерно движение от текста к мифу (ср. концептуализм), а не наоборот, как при “разложении первобытнообщинного строя”. Более того, в отличие от древних времен, сейчас возможно установить личности “создателей” данных текстов, которые, правда, никакие не создатели, а медиумы, посредники между мифопорождающими инстанциями (мифодемонами филфака) и совокупностью описывающих филфак текстов

Важной особенностью филфаковского мифа является требование частичной верификации, то есть проверки на истинность - ложность на основании эмпирического опыта. Верификация, повторимся, должна быть частичной, чтобы представить собой “изюминку” мифа, которая будет способствовать его интеллектуальной приемлемости (парадоксально, но факт: полностью верифицированный текст становится неприемлемым, он просто “умирает”, как миф). Впрочем, подобный крен в сторону неопозитивизма вполне логичен, так как все, связанное с так называемым “научно-естественным мировоззрением”, глубоко мифологично по своей сути.

Итак, к тексту. Данный миф записан в марте 2003 года со слов медиума Н., записавшего его со слов мифодемона, обитающего в глубине коридора, на первом этаже, около аудитории №18а. Как и большинство филфаковских мифов, текст его имеет сравнительно небольшой объем, но зато предельно насыщен цитатами. Фактическим основанием данного мифопорождения послужили:

А) Стабильно малое количество лиц мужского пола среди обучающихся на факультете.

Б) Паронимия целого ряда вышеуказанных лиц на факультете, то есть появление на младших курсах людей, внешне весьма похожих на старшекурсников; таких пар насчитывалось 6-7. Их имена мы, естественно, называть не будем, так как помимо этических соображений есть соображение чисто практическое: после введения данного мифа в оборот, три пары подозрительно быстро “потеряли” половину состава на факультете.

В) особенности биографии медиума (да и автора статьи тоже), подтверждающие истинность данного мифа

* * * * *

Нехватка юношей-студентов на филфаке проявилась уже в начале XX века. Предчувствуя будущие социально-политические катаклизмы, а также осознавая необходимость мужской логики для поддержания филологической науки в неблагоприятных геополитических условиях, тогдашнее руководство факультета приняло беспрецедентное решение. На филфак были приглашены виднейшие физиологи того времени с И.П. Павловым во главе. Ими были разработаны методы погружения человека в состояние анабиоза и длительного содержания в капсулах с физиологическим раствором. Таким образом, под шумок первой революции, третьедумских баталий и мировой войны, в анабиоз была погружена большая часть абитуриентов 1905-1917 годов (всего около 500 человек).

Запасы начали вскрывать в конце 1920-х - начале 1930-х годов, во время “великого перелома”. В момент пробуждения, абитуриента немедленно вводили в состояние гипнотического транса, и в течение сеанса гипноза внушали ему новую, выдуманную биографию (так называемую “легенду”), включающую в себя детские и подростковые впечатления, комплексы, предпочтения etc. Отсутствие родителей объяснялось одним абитуриентам Гражданской войной, репрессиями, голодом и холодом; других же брали в свои семьи профессора и их друзья (в абитуриентов “вводилась” соответствующая легенда). Пробуждения обычно проводились в конце августа, таким образом 1 сентября каждого года на студенческой скамье филфака появлялись юноши. Большую роль в разработке и практике вышеупомянутого гипнопрограммирования сыграл Л.С. Выготский.

В связи с Великой Отечественной войной, часть пробудившихся абитуриентов была послана на фронт, что существенно уменьшило запас “поступающих”. Их нехватка сказалась в середине 50-х годов, когда абитуриенты дореволюционной “закладки” стали подходить к концу, а молодежь мужского пола извне с удовольствием шла осваивать целину и строить ядерные реакторы, но по-прежнему никак не хотела осваивать классические труды Щербы и Виноградова. К тому же секрет филфака был раскрыт ленинградским КГБ, которое хотя задним числом и одобрило проведенные опыты (“оттепель” все-таки, да и сами спецслужбы заинтересовались результатами), но запретило производить новые “закладки”. Требовались новые пути решения старой проблемы. И они были найдены.

На помощь филологам пришли чудом пережившие репрессии последователи великого генетика Н.Г. Вавилова. На 50 лет раньше аналогичных англо-американских экспериментов они провели клонирование человека (точнее, мужчины-филолога). Уровень советской генной инженерии позволил производить также и неполное, неидентичное клонирование (что представляется нам весьма разумным). Клонирование стало одним из основных источников появления юношей на филфаке. Одновременно была проведена ревизия абитуриентов, сохранившихся с дореволюционных времен, и сформирован особый фонд. Людей из этого фонда не клонировали - капсулы, в которых они хранились, вскрывали по 1-2 штуки раз в год, а иногда и реже (пресловутый дефицит всего заставил бережнее относиться к старым запасам).

Весь процесс шел теперь под контролем КГБ (затем - ФСК), которое, естественно, не хотело раскрытия своих секретов. Но в начале XXI века в случае с медиумом, а также с автором статьи и кое-кем из его знакомых произошел сбой. Дело в том, что люди, составляющие легенды, обычно вводят в них различные знаки, следы, объясняющие появление абитуриента на филфаке, как-то: впечатления от первых прочитанных книг, воспоминания об уроках литературы, фиктивные грамоты за олимпиадные сочинения, etc. Однако с легендой автора статьи люди эти явно переборщили: мало того, что автор “проживал” по легенде и проживает в настоящее время на улице Пушкинской, так еще и “его” детский сад находился в том же доме, в том же подъезде, что и “Башня” Вячеслава Иванова! Как здесь не вспомнить бодрийяровскую концепцию симулякра, который “реальнее самой реальности”. У медиума, в свою очередь, история поступления на филфак изобилует такими олитературенными подробностями, что нечего и говорить о ее “реальности”. После открытия тайны собственного происхождения медиум и автор живут в постоянном страхе за свои конституционные права и свободы.

В заключение добавим, что медиум сообщил, будто бы по словам мифодемона, в наши дни “абитуриентохранилище” расположено в районе 9-й аудитории факультета. Видимо, откровение демона медиуму было частью какой-то запутанной мифодемонской интриги в борьбе за сферы влияния на филфаке.

* * * * *

Такой вот миф. Мы не будем углубляться в текстологический анализ данного мифа, вскрывать его связь со знаковыми текстами конца XX века (“Матрица”, “Чужие - 4”), показывать особенности постмодернистской космогонии - дадим лишь небольшую психоаналитическую интерпретацию. Очевидно, что исходным пунктом мифа является переживание перинатальной травмы (травмы рождения), которая маскируется за различными псевдоисторическими мистификациями. Характерны топосы, где мифодемон дает медиуму откровения: глубокие затемненные коридоры, явно намекающие на утробу матери и на пребывание медиума в этой утробе (которая, по Ранку, является самым счастливым временем в жизни человека). Однако медиум явно сомневается: а было ли оно вообще, это блаженное внутриутробное состояние, и если было, то аутентично ли оно? Это сомнение явно обретает форму паранойяльного невроза, с соответствующими концепциями заговора против студентов. При этом нужно отметить, что паранойяльная рефлексия проходит не в связи с реальностью, а в связи с текстом, созданным воображением (мифодемоном) медиума. Такое положение дел, когда лакановская оппозиция “реальное - воображаемое” заменяется противостоянием “воображаемое1” - “воображаемое2”, В. Руднев (Психотический дискурс//Логос, 3, 1999) называет постневротическим дискурсом и считает его одной из характерных особенностей постмодернизма.

С. Ермаков,
друг и соратник пана Зануды

 

© А. Чернозубов

Hosted by uCoz